Революция

Издалека с толком везли нефть по Волге


Строительство судоверфи в затоне Липненский, имеющем выход на реку Оку, началось осенью 1907 г. недалеко от города Кулебаки, где располагался горный завод. Именно оттуда на новое предприятие поставлялся металл для выпуска больших нефтеналивных барж.

 

Такое решение было принято в правлении Коломенского акционерного общества (собственника кулебакского завода), когда в начале XX века в связи с бурным ростом нефтедобывающей промышленности в Российской империи, возникла потребность в доставке нефти водным транспортом. Еще сто лет назад страна видела целесообразность в развитии таких перевозок.

Первым техническим руководителем судоверфи был назначен Сергей Ильин, инженер-мостостроитель, окончивший Московское техническое училище. Примечательно, что ему довелось руководить предприятием при двух разных системах власти — царской и советской, но и та, и другая оценили по достоинству его инженерный талант и управленческий опыт.

В 1910 г., когда Ильин стал управляющим судоверфью, на ней кроме строительства нефтеналивных барж выполнялись и другие заказы, в частности по изготовлению ферм для мостов на Оке и Волге, резервуаров для хранения нефти и т. д. А 1912-й вообще стал рекордным для предприятия. Здесь было построено 12 нефтеналивных барж, два теплохода и морская самоходная шхуна «Цесаревич Алексей». В том числе две баржи-гиганта — «Екатерина Великая» и «Императрица Елизавета» грузоподъемностью 10200 тонн.

Такая масштабная работа привела к расширению производства, приобретению нового оборудования и станков. Перед Первой мировой войной здесь трудилось более 2000 тыс. человек. По этому поводу Сергей Ильин вспоминал: «Изготовление мостов, а главное принятие заказа на шхуну, требовало нового мощного оборудования, что способствовало переоборудованию судоверфи и увеличению ее мощностей».

Предприятие принимало заказы военного ведомства для крепостей Кронштадта, Севастополя и других. А когда резко выросла потребность в железнодорожных вагонах, судостроители приступили к изготовлению для них рам, а сами вагоны обшивали древесиной. Всего за первые десять лет существования судоверфи было построено более ста барж различных проектов, около ста тысяч тонн разборных резервуаров для нефти, мостовых ферм, кессонов и цистерн.

Октябрьская революция и последующая за ней Гражданская война привели к консервации верфи. Практически выполнялись только заказы на аварийно-восстановительные работы железнодорожных мостов. Многие рабочие, ушедшие на фронт, не вернулись.

Сергей Ильин работал на предприятии до марта 1918 г., в Гражданскую трудился в Наркомате путей сообщения инспектором по мостостроению, а потом был назначен главным строителем моста через реку Москву. Кстати, за успешное выполнение этого задания ему было присвоено звание заслуженного строителя.

А в 1923 г. Сергея Николаевича вновь назначили… управляющим судоверфью. Тогда, по его свидетельству, она находилась в плачевном состоянии. Необходимо было проводить ремонты силовой станции и станков, а также закупать материалы и необходимый инструмент. Денег не хватало. Поэтому нужно было привлечь заказы, для чего руководитель использовал все свои знания и столичные связи и знания. В результате был заключен контракт на постройку дебаркадеров, а затем — машин для перекачки нефти и наконец — на десять сухогрузных разборных барж.

По соотношению «цена — качество» навашинские корабелы тогда обошли Сормовский судостроительный завод. Это привело к возрождению производства, и в 1924 г. с предприятия была снята консервация. Так, был получен крупный заказ на строительство барж типа — «Сура» грузоподъемностью 6400 тонн, удалось заключить контракты и на изготовление железнодорожных мостов. Последующие два года стали переломными в истории судоверфи.

Сергей Николаевич уделял пристальное внимание вопросам экономики, нормированию труда и себестоимости продукции, это отчетливо видно из многочисленных таблиц и расчетов, выполненных им собственноручно. К концу 20-х гг. за судоверфью закрепляется репутация лучшего производителя нефтеналивных барж. Рост объемов производства привел к реконструкции предпрятия и развитию инфраструктуры. Многое изменилось и в самом поселке Мордовщиково (ныне — город Навашино): развернулось строительство жилья, возведено здание ремесленного училища, введены в строй поликлиника и городская больница. Это было началом формирования центра города.

В начале 30-х гг. началось внедрение электросварки в промышленности, и Окская судоверфь одной из первых применила ее в судостроении. Новые технологии было доверено осваивать молодым рабочим и техникам. К тому времени на заводе трудились семь дипломированных инженеров и семнадцать техников, обучение сварщиков вели опытные специалисты, в том числе из Москвы. Первый выпуск составили 15 человек, среди них Владимир Кузнецов, Николай Есин, Иван Сидоров, Алексей Клусов, Анна Макурина, Татьяна Судоплатова.

За два года работы сварочная лаборатория подготовила более пятидесяти сварщиков. В 1932 г. на предприятии была заложена база сварного судостроения. В середине следующего года «Речсоюзверфью» было принято решение о строительстве первой цельносварной баржи на Мордовщиковской судоверфи.

В октябре 1933-го Сергею Ильину исполнилось шестьдесят пять лет. На вечере, посвященном 25-летию его трудовой деятельности, он сказал: «Мы имеем заказ на первую сварную баржу грузоподъемностью 6000 тонн, таких свет еще не видывал, но таких будем строить много. Мы общими усилиями освоим новое дело. Всех присутствующих товарищей и сослуживцев вызываю на соревнование в основной, главной работе, от которой зависит все наше будущее».

 

Лев МОХОВ, Волго-Невский ПроспектЪ

арзамас

Вход через соцсети