Великая Отечественная

Кулебачанки на войне


В суровые годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами воевали и наши женщины-кулебачанки. Сменив красивые платья на строгую военную форму, они проявляли мужество и героизм при защите и освобождении городов, сел и деревень. Материал музея краеведения "Теремок".

 

Вот со старинной фотографии военных лет на нас смотрит совсем еще юная симпатичная девушка в форме старшего сержанта. Евдокия Федоровна ЖИВОВА, или, как ее называли на фронте, просто Дуся.

До войны Евдокия работала телеграфисткой на Кулебакском телеграфе. Казалось бы, более мирной профессии не было в городе. Узнав в числе первых, что началась война, Евдокия обратилась в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Поскольку профессия телеграфиста на фронте весьма востребованна (ведь без связи невозможно выиграть ни одно сражение), заявление Дуси приняли.

4 августа 1941 года она была уже на фронте. Её боевой путь начался под г.Ржев Калининской области. «У нас, солдат-телеграфистов, не было ни винтовок, ни автоматов, - вспоминала Евдокия Федоровна. - Нашим оружием были аппараты Морзе. Ими мы и помогали нашим солдатам быть врага, передавая в срок все сведения о боевых донесениях разведки и приказы командования. А это в осуществлении военных операций было немаловажно».

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Евдокия Федоровна Живова награждена орденами: Красной Звезды, Отечественной войны, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». После войны, в 1946 году, Евдокия вернулась в свой родной город, на свой телеграф, где проработала до 1977 года.

 01

Мария Егоровна БАБКИНА

 

Мария Егоровна БАБКИНА. Её военная профессия совсем не женская - водитель многотонного грузовика (!). Когда на фотографии смотришь на эту маленькую хрупкую девушку, с удивлением думаешь: а как это у нее получалось?

В 1943 году Машу и её подруг призвали в армию и направили на курсы водителей. Сначала девушки учились управлять автомобилем в Кулебаках, потом - в Городце. Затем - в 22-ом запасном автополку. В 1944-ом Мария получила новенький многотонный грузовик, на котором возила к передовой, в самое пекло, бензин. «Однажды наша колонна двигалась к месту боя, - вспоминала первый немецкий авианалет Мария Егоровна. - И вдруг в небе появились немецкие самолеты.

Фашистские летчики стали обстреливать машины. Мне хотелось отогнать машину с дороги, но остановила команда: «В сторону не съезжать!» Тогда я выпрыгнула из кабины и заплакала. Было очень страшно: вокруг вспарывали землю очереди из немецких автоматов.Ко мне подбежал командир, сказал ласково: «Ничего страшного, дочка, не бойся, обыкновенный налет».

Когда всё успокоилось, колонна машин двинулась к передовой. Километров через 10 снова налет, но, к счастью, все обошлось. Привела я свою машину в роту, сохранила драгоценные литры топлива…»

На «студебеккере» проехала кулебачанка по дорогам Польши, Германии. Не раз смотрела смерти в глаза. Победу встретила на реке Одре. Демобилизовавшись, вернулась в родной город. На гимнастерке Марии Егоровны блестели боевые медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией». А ведь ей был всего 21 год.

 

02

Евдокия Федоровна ЖИВОВА

 

Маргарита Ивановна БОРОДАЧЕВА (КОСТРОВА) родилась в 1926 году в Кулебаках. В 16 лет добровольно поступила в военное авиационное училище разведчиков, окончив которое в 1943 году, получила звание сержанта и специальность разведчика-дешифровщика. С 18 лет она в действующей армии. Задачей авиаполка, где служила Рита, была аэрофотосъемка (с самолета) расположения немецких войск, их огневых точек, определение родов войск и их численности.

Все эти сведения отправлялись в штаб. Воевала Маргарита до конца войны. Демобилизовалась в октябре 1945 года в звании старшего сержанта. За смелость и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Маргарита Ивановна Бородачева (Кострова) награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией», пятью польскими медалями, Благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.

А вот другая история - история двух Анечек. Анна Федоровна КУРЛОВА (ШАВЕЛЬ) и Анна Васильевна ЕГОРОВА (КУДРЯВЦЕВА). Их выпускной бал совпал с началом войны. Все мечты, все планы рухнули. Им было всего по 18, когда началась война. В 1942 году, когда стало ясно, что война не на год и не на два, в военкомат стали вызывать и девушек. «Вызвали меня в горком комсомола, - вспоминала Анна Федоровна Шавель, - спрашивают: Родину любишь? Защищать её хочешь?» Что могла ответить комсомолка?!. Так, в далеком 1942 году две Анны стали бойцами Северного флота. Но сначала девушек привезли в Архангельск - в учебную часть. Здесь они впервые надели военную форму и три месяца учились на связистов.

Форму им выдали мужскую, и когда девушки, проведя несколько часов на соломе в трюме корабля, который доставил их к месту будущей службы - на Иоканскую военно-морскую базу, - стали, пошатываясь, выходить на берег, бледно-зеленые от пережитой морской качки, командир базы не выдержал и пошутил: «Немцев нам, что ли, привезли?» Но встречали их с оркестром. И форму Аннам вскоре пошили новенькую - юбочка и приталенное полупальто, перешитое из краснофлотской шинели. Жили девушки в кубриках - так по-морскому назывались большие землянки с нарами в два яруса. Дежурили по двенадцать часов, месяцами ели одни макароны, на которые после войны смотреть не могли.

 

03

Анна Васильевна ЕГОРОВА (КУДРЯВЦЕВА ) - второй ряд слева, и Анна Федоровна КУРЛОВА (ШАВЕЛЬ) - первый ряд слева

 

- Как-то на базу приплыли англичане, - вспоминали Анна Федоровна и Анна Васильевна, - сытые, даже шоколад у них был. Так этот шоколад мы у них умудрялись покупать. Привяжем на нитку деньги, и к ним в форточку. Но политрук вскоре это дело пресек. Выстроил весь экипаж и нотацию прочитал: мол, Родину не позорьте…

Известие о Победе наши девушки встретили ночью - спали после дежурства. Кто-то ворвался к ним в кубрик и закричал: «Победа!!!» Девушки, как были в ночнушках, так и повыскакивали, обнимались, целовались, прыгали от радости. Еще бы! Сколько всего пережито, сколько раз были в шаге от смерти! На красивой военной форме моряков Северного флота А.Ф.Шавель и А.В.Кудрявцевой блестят медали «За оборону Северного Заполярья», «За победу над Германией».

 

04

Маргарита Ивановна БОРОДАЧЕВА (КОСТРОВА)

 

Клавдия Андреевна ВЛАСКОВА - ефрейтор, радиотелеграфистка. Приняв военную присягу 20 мая 1942 года, была отправлена на фронт. И сразу в самое пекло войны - под Сталинград. «Какое это было время, - вспоминала Клавдия Андреевна, - страшно рассказывать. Работали буквально под сплошным огнем». Но, несмотря ни на что, радиотелеграфистки не покидали своих постов: связь нельзя было терять ни в коем случае! И однажды случилось то, чего так боялась ефрейтор Власкова. Во время налета фашистский снаряд угодил прямо в аппаратуру, разбомбив ее буквально на куски. К счастью, Клавдию не ранило, а только оглушило, отбросив взрывной волной в сторону. Очнувшись, она пришла в ужас. Кругом валялись обрывки проводов, исковерканные железные ящики, осколки стекла. Но сколько было у нее радости, когда солдаты раздобыли новенькую рацию, - правда, немецкую. И сколько в её службе было таких, на первый взгляд, безнадежных случаев, сколько раз она была в шаге от смерти...

За время службы К.А. Власковой пришлось повоевать на трех фронтах: сначала - на III-ем Украинском, затем - на Юго-Западном, а с 1944 года - на I-ом Белорусском. Советское правительство высоко оценило мужество и героизм кулебачанки. Клавдия Андреевна Власкова награждена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», юбилейными. Вернувшись домой, Клавдия Андреевна окончила педагогическое училище и 30 лет проработала в школе№7 учителем начальных классов.

Действительно, сколько раз наши кулебачанки смотрели смерти в глаза... Вот случай, который вспоминала медсестра Вера Михайловна СИЗОВА. На фронте она - с июля 1942 года.Однажды, выполнив задание своего начальника и возвращаясь в госпиталь, Вера ненадолго заглянула в землянку к своим фронтовым подругам.Побыв у них с полчаса, она вышла и направилась в госпиталь. Пройдя метров двести, Вера услышала противный скрежет и затем оглушительный взрыв. Взрывная волна сбила девушку с ног. Немного оправившись от удара, оглушенная взрывом, Вера обернулась и… О, ужас!.. На месте землянки была большая воронка и кровавое месиво из земли и человеческих останков. Жизнь нашей землячке спасли всего несколько минут…

 

05

Клавдия Андреевна Власкова

 

Вместе со своим прифронтовым передвижным госпиталем Вера прошла путь от Подмосковья до Берлина, где на стене Рейхстага оставила свой автограф. Боевой путь старшего сержанта медицинской службы В.М.Сизовой отмечен 14 Благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

 

06

Вера Михайловна Сизова

 

Как бы ни была страшна война, на войне все равно влюблялись, любили, расставались - жизнь шла своим чередом. Когда началась Великая Отечественная война, Зинаиде Сергеевне САМОХВАЛОВОЙ было 17 лет. Сначала - трудовой фронт, потом - курсы медицинских сестер, по окончании которых она была направлена в один из московских госпиталей. Волею судьбы госпиталь был эвакуирован в родные Кулебаки и размещен в здании школы №8. Затем - фронт. Боевое крещение операционная медсестра Зинаида Самохвалова получила на Орловско-Курской дуге.

 07

3 ряд пятая слева - З.С. Самохвалова (Слабинская). Второй выпуск курсов медсестер при завкоме завода имени С.М. Кирова.Фото 1942 года

 

- В госпитальные палаты, операционные, перевязочные превращались землянки, блиндажи. Кругом дремучий лес и непрерывный грохот близкого ожесточенного боя. День и ночь нескончаемый поток раненных - рассказывала Зинаида Сергеевна. — Были и наши ровесники - безусые мальчишки, и крепкие мужчины. И каждый из них был тяжело ранен, приходилось с санитаркой переносить их на руках. Сцепишь руки в замок, закусишь губы до крови и тащишь в операционный блиндаж. Госпиталь все время находился на колесах, переезжал с места на место. Часто в госпитале, рассчитанном на 200 коек, находилось до 1000 раненых.

Первое знакомство Зинаиды Сергеевны с будущим супругом состоялось в госпитале в Белоруссии во время одной из операций. Ранение разведчика Ильи Слабинского оказалось нетяжелым. Вскоре он отбыл на передовую. Второе ранение Илья Емельянович получил под Гомелем. Тот факт, что на лечение он попал в тот же полевой госпиталь, где работала Зинаида, иначе, как волею случая, не назовешь. И вновь после выздоровления - на фронт. Уже будучи в Польше, водной из боевых операций Илья Емельянович был тяжело ранен. И - о чудо! Он в третий раз попал в госпиталь, где выхаживала раненых Зинаида Самохвалова. Месяц парень был без сознания. Потом дело пошло на поправку - «вытащила» его Зинаида. Ну скажите, разве это не судьба?! После войны, в 1946 году, Илья Емельянович и Зинаида Сергеевна поженились и прожили счастливую жизнь. В семейном архиве участников Великой Отечественной войны, супругов СЛАБИНСКИХ - немало орденов и медалей. Без сомнения, их главный семейный праздник - это День Победы.

 

08

Слабинские Зинаида Сергеевна и Илья Емельянович

 

Со своим будущем мужем Татьяна Ивановна РОДИНА познакомилась, прямо сказать, при странных обстоятельствах. Во время боя связистка Таня потеряла кирзачи: они утонули в лесном болоте, которых в Восточной Пруссии было предостаточно. Когда вокруг всё грохочет и горит, и при этом еще надо срочно обеспечить стрелковому полку связь, Татьяна, сама еле выбравшись из болота, про сапоги и не вспомнила. А вот потом уже мысль о том, где достать положенную по уставу обувь, не давала ей покоя. «Это почему же вы, барышня, без сапог? - спросил её проходивший мимо старший лейтенант. -Босым ходить красноармейцу не положено. Пришлю вам, товарищ боец, сапоги, обязательно пришлю!»

Через некоторое время к связистам пришел пожилой солдат. С собой он принес новенькие сапоги. «Кто тут босый ходит? Велено передать!» Сапоги девушке пришлись в пору. В наступление Татьяна шла уже, как положено, - обутой. Подарок незнакомого лейтенанта пришелся очень кстати. О чем только сожалела Татьяна, так это о том, что не спросила имени того старшего лейтенанта. Потом в тех сапожках пришлось ей протопать до самого Берлина и участвовать в штурме немецкой столицы.

После капитуляции гитлеровцев воинское подразделение, в котором служила Татьяна Родина, разместили недалеко от Берлина. В один из дней она услышала знакомый голос. «Сапоги-то не жмут?»- спросил девушку старший лейтенант - тот самый. Оказалось, и воевали-то они бок о бок аж с самой Белоруссии. Неделя знакомства пролетела незаметно. Также незаметно Максим Съедин (тот самый старший лейтенант) сделал Татьяне предложение. Расписались молодожены в штабе дивизии. Запись о вступлении в брак Тане сделали в красноармейской книжке, Максиму - в удостоверении личности. Демобилизовались супруги Съедины в 1946 году. Имели на двоих 7 ранений, 11 орденов и медалей, 2 шинели и чемодан с нехитрыми пожитками. А еще была у них необыкновенная любовь - одна на двоих. С тем и прибыли молодые люди в Кулебаки, где долго и счастливо прожили всю свою жизнь.

Трудно, да и невозможно перечислить все фамилии женщин - участниц Великой Отечественной. В годы войны из нашего города ушли на фронт более 600 женщин. Капитаном военного катера была Мария Федоровна ЛЬВОВА, поваром - Анна Васильевна ЗУБОВА (ЧАЙНИКОВА), партизанами - Зинаида Дмитриевна КЛЕШКОВА и Лидия Петровна ЛЕЗИНА, зенитчицей - Анастасия Степановна ЕФИМОВА и др.

 

09

Татьяна Ивановна РОДИНА (СЪЕДИНА) - 2 ряд третья слева

 

Когда всматриваешься в фотографии военных лет, удивляешься мужеству, героизму, отваге людей того поколения. Ведь им было всего по 18-20 лет. Вся жизнь впереди. Мечты, планы, первое свидание, любовь, разочарование. И вдруг - страшная война, кровь, смерть, боль. И невольно задаешься вопросом: а что было бы, если бы нас, их потомков, нашу страну не защитили и не отстояли мир они - герои той страшной войны?..

 

П.В. ФРОЛОВА,

экскурсовод Музея истории и краеведения

Документы и фото предоставлены из архива музея

Вход через соцсети