ГО г.Кулебаки

Кулебаки в 1960-е


Исчезновение и появление вновь Кулебакского района, машиностроение, открытие швейной фабрики, переход металлургического завода в ведомство авиационной промышленности, 100-летие КМЗК.

 

Начало 60-х годов отметилось в нашем городе формированием другой важной отрасли – машиностроения. Начавшееся производство запасных тракторных деталей достигло высокого уровня как в количественном так и качественном измерениях. Объёмы производимой продукции измерялись десятками миллионов рублей.

Сельскому хозяйству страны, между тем, потребовались новые сельскохозяйственные машины - жатки по уборке бобовых культур. Кулебакским металлургам снова поручили выполнение госзаказа. Строящееся здание под цех ЦТД-3 решили использовать под производство новых жаток, и в 1962 новый цех был запущен. К первомайским праздникам была изготовлена первая небольшая партия жаток и отправлена на испытания на кулебакские сельхозполя. Итоги проведенной проверки всех механизмов и агрегатов в жатках оказались самыми обнадёживающими. Были определены задания по выпуску жаток – в июне изготовили 200 штук, в июле - 500, в августе - 700, в октябре – 900 жаток.

 

001

 

На 1963 год был установлен план выпустить 12 тысяч новых изделий. Кулебакские жатки заработали на полях страны 24-х регионов. С 1965 года начался экспорт продукции в зарубежные страны Европы, Азии (в Болгарию, Венгрию, Монголию, Бирму и др.), Африки и Латинской Америки (в Гану, Аргентину, Египет и многие другие страны, всего около трёх десятков стран). В 1966, юбилейном для кулебакских металлургов году, жатки для уборки бобовых культур, производимые нашим заводом, были удостоены Дипломом ВДНХ СССР.

В 1962 году Кулебакский район как административная единица была упразднена. Город стал вольным городом, а сельские поселения были переданы соседним районам - Навашинскому, Ардатовскому и Выксунскому. Но такая вольная жизнь длилась не долго. Первыми дискомфорт ощутили горожане, не имевшие собственного хозяйственного подворья – ни огородов, ни леса, ни ферм. Буквально через два года начался медленный процесс восстановления Кулебакского района. Большую работу по сбору кулебакских земель провёл А.М. Хлопков – председатель исполкома Кулебакского горсовета с 1964 по 1983 годы. Первым поселением в подчинение города перешёл рабочий посёлок Велетьма (1964), затем село Мурзицы, посёлок Молочная Ферма, а позднее и посёлок Первомайский. В течение семи лет продолжался (и с немалыми потугами) этот процесс. А какие неудобства испытывали жители, например, жители села Теплово, которым для оформления документов необходимо было ездить в Навашино через Кулебаки.

8 октября 1971 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Горьковской области был вновь образован Кулебакский район. Однако до конца район так и не был восстановлен. Из-за амбиций и капризов отдельных лиц поселения Затёшинского куста (а точнее Междуречья рек Серёжи и Тёши) так и остались в соседнем Навашинском районе.

Огромным событием в жизни кулебачан стал подведённый к городу природный газ из Саратова – произошло это 27 июля 1962 года. Какое благо для жителей и предприятий города, улучшения экологической обстановки. Сегодня практически газифицирован полностью город, интенсивно ведётся данный процесс в сельской местности.

 

002

Митинг в честь пуска газа в Кулебаки

 

В 1964 году в городе началось строительство пятиэтажных домов из кирпича, которые за многие годы своего роста значительно преобразили наш город, особенно много домов возвели два ведущих предприятия города - завод имени С.М. Кирова и завод металлоконструкций.

С целью улучшения трудоустройства женщин в 1964 году в городе открывается швейная фабрика. Начинали шитьё с постельного, нижнего, детского белья. Позднее, с накоплением опыта, начинали выпускать спецодежду для различных отраслей хозяйства - для металлургической промышленности, для лесорубов, геологов, работников химической отрасли, почтовых работников, нефтяников, торговых и медицинских работников и для других профессий. Затем начали осуществлять пошив по индивидуальному заказу.

 

003

 

1966 год для металлургов стал особенным – завод им. С.М. Кирова из ведомства судостроения переведён в министерство авиационной промышленности. «Лето 1965 года было тревожным, поговаривали о предстоящей реорганизации, - вспоминал директор завода А.Я. Рабинович. - Пугало неведение и дальнейшая судьба завода. Вскоре слухи стали реальностью, в сентябре 1965 года решением правительства совнархозы были упразднены. Заводы были возвращены ранее принадлежавшим отраслям промышленности. Министерство транспортного машиностроения, куда входил завод до организации совнархоза, было объединено с министерством тяжелого энергетического машиностроения и в новой схеме возрожденных отраслей хозяйства не значилось. Не значился наш завод и в списках предприятий, присоединившихся к вновь организованному Минэлектротяжмашу».
Кто ищет пути решения проблемы – тому судьба в помощники. Наш земляк директор Казанского мотостроительного завода И.Т. Борисов приехал в Кулебаки навестить своих престарелых родителей и посетил наш завод. Увидев работу бандажепрокатного стана, он как опытный инженер, быстро определил, что на этом стане можно катать то, что на его заводе с таким трудом вырезают из цельной заготовки. Посетив руководство завода, он обратился с настоятельной просьбой прокатать несколько опытных колец для дальнейшего испытания и определения возможности их применения в изготовляемых авиамоторах. Из его сообщения мы поняли, что в случае удачи это большая перспектива в будущем.
На Казанском мотостроительном заводе все испытания прошли успешно. Это положило начало применению цельнораскатных колец в авиамоторостроении… Вскоре нам стало ясно, что министр авиационной промышленности П.В. Дементьев вышел с ходатайством в правительство страны о передаче нашего завода в систему Минавиапрома».

В связи с празднованием 100-летия со дня основания Кулебакского металлургического завода Указом Президиума Верховного Совета СССР предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени, 49 работников были отмечены государственными орденами и медалями.

 

004

 

Высшей награды – ордена Ленина - удостоены директор завода А.Я. Рабинович, бригадир бандажепрокатного цеха Н.И.Сычёв, калильщик термического цеха В.И. Зрилин;

орденом Трудового Красного Знамени награждены старший кузнец Н.В. Шлёпкин, сталевар мартеновского цеха Б.Ф. Козлов, главный инженер завода А.И. Шевцов, старший вальцовщик сортопрокатного цеха В.А. Наумкин, начальник листопрокатного цеха В.Д. Бычков.

Были также награждены орденом «Знак Почёта» - 13 металлургов, медалями «За трудовую доблесть» -12 и «За трудовое отличие» - 15. Более 600 человек были поощрены Почётными грамотами.

На территории завода в честь юбилея была установлена скульптура «Металлург», выполненная рабочим энергоцеха И.А. Фроловым.

 

005

 

Сталевар завода В.Н. Дмитриев в том же году был избран депутатом Верховного Совета СССР.

 

006

 

Н.С. Ульянов, 2014 г.

 

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через соцсети, чтобы оставить комментарий от своего имени

   

Защитный код
Обновить

Вход через соцсети