Новое время

Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 28. Круглов Игорь Валерьевич

Для профессионального фотографа лучшая аттестация — это опыт работы фотокором в газетах. Сначала это не приносит денег. Но это «утяжеляет» резюме.

 

И, кроме всего прочего, это даёт связи в тех кругах, вне которых жизнь фотографа - профессионала немыслима. Впрочем, если говорить об Игоре Валерьевиче Круглове, его знают не только в узких профессиональных кругах. Он сумел создать себе имя, заслужив его своим высоким профессионализмом и преданностью профессии. Кажется, любой взрослый житель города обязательно хотя бы раз побывал в фотоателье Игоря Круглова.

saq 2

«Я фотографом не собирался быть – на все воля Божья, - рассказывает Игорь Валерьевич. Хотел как все: отслужить в армии, работать на заводе… Увлекался спортом, футболом. » Родился Игорь Валерьевич Круглов в Кулебаках, в 1977 году. Его отец – Валерий Николаевич Круглов – известный в городе тренер по футболу, увлек спортом и сына. Но случилось так, что нашел Игорь у отца в серванте фотоаппарат «Смена» - это перевернуло всю его дальнейшую жизнь. Первые уроки фотографии преподавал Игорю дядя.

«Фотолаборатории не было – стульчик в прихожей поставлю, на котором ботинки завязывали, – на нем и печатал. У Андрея Храмова, у Сергея Волкова печатали в ванной – их мамы разрешали. Хотелось сфотографировать друзей, сделать портреты маленьких братьев, сестры, увлек полкласса – все ходили с фотоаппаратами. Когда еще учился в школе, пытались с друзьями делать фотографии на паспорта, они получились с царапинами, в паспортный стол их бы не приняли, но мы очень старались. Я прогуливал из – за этого уроки. «Игорь, почему не был в УПК?» – говорила мне директор школы № 3 Алевтина Александровна Тутушкина. – «Я фотографии печатал». – «Печатать нужно вечером». – «Вечером у меня хоккей». Потом какую – нибудь линейку, или встречу с ветеранами снимешь в школе – прощен. Свой выпускной вечер фотографировал уже почти профессионально: ставил свет, всех расставлял, заставил одноклассников писать какие – то репортажи…»

В школе старшеклассников обучал цветной фотографии Владимир Федорович Чернов. Конечно же, Игорь присутствовал на всех уроках. Цветная фотопечать - процесс дорогостоящий и ребята делали слайды – это было дешевле. На протяжении ряда лет сотрудничал с газетой «Кулебакский металлист», давал туда свои работы – чаще это были спортивные фото. Все это время поддерживал отношения с В.Ф. Черновым. Публиковал фотографии детей. Редакция выплачивала гонорар: 1 рубль; 2-3 рубля считалось хорошо. В 1986г Игорь закончил школу.

«Учиться не хотел, - вспоминает Игорь Валерьевич, - не понимал на кого учиться, зачем, занимался спортом, готовился идти в армию, а потом планировал просто начать работать. Поступил в МАТИ (Московский авиационный технологический институт), пошел в ноябре 1986г в военкомат в Москве – в армию захотел, но меня комиссовали по зрению, я бросил учебу и вернулся домой. В 1987г, в конце марта, отец привел меня к Владимиру Федоровичу Чернову, и тот предложил пойти фотографом на радиозавод. В радиозаводской газете «Экран» работала Наталья Николаевна Аристова и Ольга Валерьевна Натуральнова. После Байда П.М. там была фотографом Сухарникова Елена, но она рассчиталась, на ее место взяли меня. Проработал там 2 года до 1989г., а затем перешел в редакцию газеты «Кулебакский металлист» - работать на радиозаводе было трудно – условий никаких не было, помещение маленькое, вентиляции нет, дышали химикатами».

«Работа фотожурналиста мне всегда была интересна. В то время вышла книжка про Афганистан, там публиковались фотографии военных фотожурналистов – вот где романтика. Хотелось сделать что – то подобное, значительное. Отучился заочно в полиграфическом колледже в Москве, изучали цветоделение, мне нравилось, но в полиграфическое производство я не пошел. Конечно, мы в редакции «Кулебакского металлиста» пытались сделать газету лучше, стали осваивать с Владимиром Федоровичем Черновым офсетную печать. Это сейчас в редакции печатают текст и фотографии одновременно, сначала процесс был длительным, сложным. Нам удалось приобрести компьютер и лазерный принтер Philips. Наша редакция была одной из передовых в области. Я постоянно ездил в Москву – нигде ничего не было – привозил тонеры, фотопленку, принадлежности для печати. Пошла офсетная печать, более высокого качества. Фотографии мы печатали не на обычной фотобумаге, а на технической пленке. Нужно было «поймать» плотность, контраст. Пленку сушили, вырезали по кадрам, вставляли в макет газеты, приклеивая скотчем. Потом отвозили макет в Выксу. Там были большие сканеры, с макета все щелочью проявлялось в форму на специальной пластине, а с нее отпечатывали газетные листы. Но качество газеты было лучше, чем сейчас».

Работая в редакции, Игорь Валерьевич вступил в Союз журналистов как фотокорреспондент. В 1989г выставлял свои фотоработы в «Теремке», в 1991 году принимал участие в оформлении книги «Страницы истории Кулебакского радиозавода».

1990-е годы были трудными для газеты, чтобы поднять тираж, коллектив пытается сделать ее еще более содержательной, найти новые, интересные формы работы, вводятся новые рубрики, например: «Фотокор увидел» (фото с юмором):

«Объявление: «Видео – салон Дворца Культуры. Сегодня. Ужасы: «Вой» -1 ч. «Вой» - 2ч., «Вой» - 3ч. Подпись: «Не хочешь, а завоешь» 21.09.91.» (такое объявление сфотографировал и поместил в газете Игорь Валерьевич Круглов).

«Деньги на покупку аппаратуры не выделялись, - вспоминает Игорь Валерьевич, - я покупал все на свои, аппаратура очень дорогостоящая, газета была не цветная, мы все время с Владимиром Федоровичем пытались удержать газету на плаву. Через 6 лет я понял, что работа в редакции фотожурналистом – это не мое, что нужно двигаться дальше, и в 1995 году я ушел из газеты в «свободное плавание».

Работа в редакции дала бесценный опыт, связи. Около двух лет Игорь Валерьевич вел фотокружок при ДЮЦе. В кружок ходили Дима Панкратов, Артем Царев, Андрей и Александр Бычковы, др. ребята. В ДЮЦе условий для создания фотолаборатории не было, сначала занимались при редакции «Кулебакского металлиста», потом нашли помещение в школе №1. Директор школы - Ульянов Николай Семенович - выделил большую комнату для занятий, ребятам было интересно – уже появилась цветная фотография, использовали пленку Kodak. В Москве можно было проявлять пленку автоматизированным способом».

С 1993 года Игорь Валерьевич числится предпринимателем. Первую фотостудию открыл в декабре 1996 года (где сейчас БТИ) вместе с Андреем Храмовым. Продавали фотоаппараты, давали их в прокат. В 2001 году Игорь Валерьевич открыл фотостудию в общежитии СМУ, а в 2003г – в двухэтажном деревянном доме на рынке (рядом с магазином «Фруктовый мир»). Проработали лет пять с Ладенковым В.И., купили оборудование для моментальной печати - место бойкое, клиентов было много. Наряду с цветной печатью использовали и черно – белую: цены на услуги сделали разные – у посетителей был выбор. А в 2006 г Игорь Валерьевич открыл Дом фотографии на ул. Воровского.

«На компьютере учила работать двоюродная сестра – Наталья, - вспоминает Игорь Валерьевич. - Я не разбирался. Очень много было своих тонкостей при работе на принтере, технических непоняток: разрешения, вес файла, фотографии не печатались: нас учили неправильно, но мы спрашивали, узнавали. Все потихоньку наладилось. Освоил Adobe Photoshop, другие нужные для работы программы. Много делал фотографий известных людей. Мой папа – тренер по футболу - помогал с организацией съемок в Москве. Кобин Михаил выручал с аппаратурой. Я фотографировал Николая Озерова, великих футболистов: Франца Беккенбауэра, Бо́бби Ча́рльтона, Эйсебио, спартаковцев – я за них болел. Я даже ездил в Шереметьево со своим другом Шиховым В.В., когда прилетали эти звезды футбола. Нас пропускали через таможню, и мы их фотографировали.

На двух матчах я на поле выходил. Проходил чемпионат СССР, играли «Спартак» - «Динамо» (Тбилиси), «Шахтер» - «Динамо» (Москва). Выходил в центр поля, когда Ринат Дасаев с Чивадзе обменивались вымпелами. За воротами фотографировал, меня потом показывали по ТВ в «Футбольном обозрении». Мы с отцом были на трибунах на одном из стадионов Москвы, когда Лев Яшин отмечал там свой юбилей. Фотографировал артистов, певцов: Вику Цыганову, ансамбли, которые приезжали в Кулебаки, в Выксу, Валентину Леонтьеву, Эдиту Пьеху. Пьеха меня учила, с какого ракурса ее лучше снимать. Действительно, с верхней точки, на которой настаивала Эдита Станиславовна, снимки получались более выигрышными. Фотографировал Жириновского – охрана скрутила руки и вывела меня из зала – не с того ракурса пытался сделать снимок. В то время все это было интересно. В 2003 году, когда в Кулебаках снимали фильм, отснял 38 пленок. Сейчас их оцифровал – очень интересные кадры есть – с Пашутиным, Будрайтисом, Галиной Сазоновой, Кравченко, Пореченцевым.

saq1

Работая в газете «Кулебакский металлист» ездил с Ольгой Васильевной Клюшиной в Дивеево, когда там только начиналось восстановление обители после разрухи. На месте сегодняшней колокольни стояла почта, у стен монастыря был памятник Ленину. Потчевали нас вместе с монахинями в трапезной. В 1992 году ездили в Кутузовку, там тоже разруха была полная. Сейчас эти фотографии используются в книгах, в каталогах. Снимал и свадьбы, дни рождения, праздники, но к какой-то момент понял, что мне это стало неинтересно. Три раза был на Святой земле – в Иерусалиме. Последний раз жили в двух минутах ходьбы от Храма гроба Господня. Мы поднимались и шли со штативом, фотоаппаратом в храм в 4-5 часов утра. Шли по старому Иерусалиму – никого. Даже в храме почти пусто. Когда проходили памятные места, где ступала нога Иисуса Христа, где он был распят, становилось не по себе…»

Игорь Валерьевич и сейчас много снимает фотографий, отражающих духовную жизнь в районе. Есть фото, на которых запечатлены все этапы строительства Пустынского храма, почти с первых дней.

Он не отказывает в помощи тем, кто нуждается в ней: волонтерский центр «Милосердие» при проведении акции «Подарим детям Рождество» выразил особую благодарность и признательность предпринимателю Игорю Круглову за предоставленные подарки детям - инвалидам.

Вот такой он, Игорь Валерьевич Круглов - очень умный фотограф (так о нем отзываются в редакции газеты «Кулебакский металлист» бывшие коллеги), профессионал в своем деле, образованный, интеллигентный человек.

 

Г.Н. Карочкина

Вход через соцсети