Подъём по эскалатору, идущему вниз. Ступени 6-7
Разбираем тайны Бытия: Распрощайтесь с обидой. О самокритике и ханжестве.
Получите ссылки на предыдущие выпуски через окно Поиск в главном меню сайта
СТУПЕНЬ ШЕСТАЯ
РАСПРОЩАЙТЕСЬ С ОБИДОЙ
Мы постепенно подбираемся к очень ответственным темам и, как это ни странно звучит, их открывает тема обиды.
Почему? Да потому что глупый человек не в состоянии постигнуть никакие знания. А человек обидчивый – безусловно глуп.
Первый признак обиды – чувство жалости к самому себе.
Второй признак обиды – чувство раздражения по отношению к обидчику.
И мы редко задаёмся вопросами – а почему мы обиделись и что вообще такое обида?
Обида возникает только в трёх случаях.
1. Ваша совесть говорит вам, что обидчик сказал неприятную для вас, но правду.
Пример: вы решили похвастаться перед друзьями молодецкой удалью и наврали им, что недавно задержали на улице преступника, да ещё махнули за ним через забор, чтобы тот не скрылся. И вдруг один из друзей хохочет:
- Чтобы ты, жиртрест, - догнал и задержал преступника? Чтобы ты, ленивый пузан, - сумел перелезть через забор?! Ой, не могу! Врать сначала научись!
Так оконфузить! Назвать пузаном и уличить во враках! И это при всех! При девчонках тоже! Как не возненавидеть такого приятеля? Как на него не обидеться? Он что – промолчать не мог, даже если такой умный?
И вам кажется, что причиной обиды стал этот приятель, который посмел оскорбить вас в присутствии других. Но на самом деле вы обиделись из-за того, что вас вывели на чистую воду. Вот настоящая причина обиды! Вас представили таким, каким вы являетесь на самом деле – и вы сами на это напросились! Вы действительно не дружите со спортом, и любой, глядя на вашу тучную фигуру, усомнится в ваших способностях пробежать хотя бы стометровку. И вы действительно всё наврали. Тут в пору обижаться вашим друзьям, если вы их считали за таких дураков, что они поверят в ваши неумные россказни.
Вывод из ситуации: радуйтесь, что за ваше враньё вас не побили. Хвастаться своими достижениями – и то нехорошо, а уж хвастаться придуманными подвигами – втройне недостойно. В том, что вас обличили, виноваты только вы сами. Да, некрасиво получилось, и постарайтесь в будущем больше не создавать таких некрасивых ситуаций. А тому, кто вас остановил, пусть грубо и нелицеприятно – спасибо. Да, да, спасибо! Иначе неизвестно до чего бы вы доврались.
2. Вторая причина обиды: вы ожидаете от человека то, что он не обязан для вас делать.
Дети часто обижаются, что родители не скупили им все игрушки в мире, влюблённые – что их предмет страсти не обращает на них внимания.
Но я приведу пример на этот раз из собственной жизни. В молодости я был неизменным организатором вечеринок в нашей компании друзей. Ну, а если у меня был день рождения, то, естественно, каждый год все собирались у меня. Однако, со временем я заметил, что сами друзья меня на свой день рождения часто не приглашали. И вот как-то мне самому расхотелось на свой день рождения собирать шумную компанию. И некоторые друзья на меня после этого… обиделись! Меня тогда это потрясло. Я спрашивал обидевшихся: у вас день рождения был? Был. Вы меня на него пригласили? Нет. Мало того, вы меня вообще ни разу не приглашали! Я же не обижаюсь – это ваше дело. А тут стоило мне вас один раз не пригласить – и вы целый скандал из этого устроили… Самое интересное, что до некоторых дошло, а некоторые так и остались обиженными, мол, я отговорился и всё…
У девчонок тоже нередка ситуация, когда любимый парень забыл про их день рождения. Можно, конечно, поплакаться по этому поводу, но обижаться – на что? Тебе же не нравится Ваня Петров, который влюблен в тебя с первого класса. Так Петрову что - на тебя обижаться? Что бы ты ему сказала на это? Наверное, что Ване следует повнимательнее посмотреться в зеркало и поискать причину в себе. Что для того, чтобы тебе понравиться, ему не помешало бы заняться спортом и вообще доказать, что он интересный человек и что он интересно строит своё будущее…
Стоп-стоп. Получается, тебе тоже нужно посмотреться в зеркало – насколько ты сама интересный человек?..
Вывод из ситуации: сами мы себя считаем независимыми и любим повторять «я никому ничего не должен». Необходимо это помнить по отношению к другим – вам никто ничего не должен. Если дают – нужно быть благодарным за это. Не дают – так и не обязаны. Если вы обижаетесь на это – вы глупец.
3. Третья, последняя причина обиды: вы не смогли поставить обидчика на место, а в той ситуации это было необходимо.
Будь иначе, вы не проводили бы бессонные ночи, представляя себе в сто первый раз, как уничтожаете нахамившего вам обидчика чертовски остроумным ответом.
Если же речь идёт о прямом физическом оскорблении – вывернули карманы или дали оплеуху – то невозможность дать сдачи (физическая немощность или откровенная трусость) является в таких случаях самой распространённой причиной обиды. Хулиган терроризирует вас во дворе, или, скажем, в школе, а вы не в состоянии дать достойный отпор - конечно, обидишься и на хулигана, и на весь белый свет, в котором живут такие хулиганы. Что вам ещё остаётся, если у вас напрочь отсутствует чувство собственного достоинства? Продолжайте обижаться, «на обиженных воду возят». Отличная, к слову, поговорка. Запрягли такого обиженного вместо лошади в водовозку, он обижается, но воду возит. Проклинает своих обидчиков, обижается на них, но воду-то возит! Что и требуется обидчикам. Им-то какая разница – обижается их «водовоз» или нет. И это вместо того, чтобы вам сбросить с себя ярмо и пойти по своим делам.
Вывод из ситуации: если вас несправедливо обижают, задирают, унижают физически или морально - идите обижаться на самого себя. Это значит, что вы настолько тупы, физически слабы или трусливы, что не в состоянии нахала «поставить на место». И это чисто ваши проблемы. Других же так не задирают и не унижают. Потому что те другие умеют постоять за себя, а если понадобится – и за других.
В любом случае обижаться на других, и особенно на обстоятельства, на судьбу, на Бога – удел глупцов.
Дурак обижается, а умный делает выводы.
Сделаем сейчас и мы общий вывод из всего только что сказанного:
Только умный человек способен учиться у других и признавать собственные ошибки.
СТУПЕНЬ СЕДЬМАЯ
О САМОКРИТИКЕ И ХАНЖЕСТВЕ
Кому-то может показаться, что мы ушли от рассмотрения тайн Бытия и занялись прикладной психологией, но это не так. Как говорилось на предыдущей ступени - тайны не открываются ограниченным людям, следовательно, прежде чем вы научитесь понимать мир окружающий, нужно как следует разобраться в себе самих.
Мы только что пришли к выводу, что человек обидчивый - глуп. Во всех своих личных бедах и неудачах он винит кого угодно, только не себя. Ему даже в голову не приходит иная альтернатива. Что это означает для процесса познания? А то, что такой человек не готов представить себя в роли тупой хрюшки со свинофермы, для него это обидно. Являться такой хрюшкой для него не обидно, а говорить об этом – обидно!
Любой психолог вам скажет, чем отличается человек нормальных умственных способностей от больного идиота.
Идиот никогда не признает свой поступок глупым, потому что, будучи умственно слабым, не способен дать поступку правильную оценку. Проще говоря, идиот никогда не признает себя идиотом, потому что он идиот.
Человек нормального умственного развития всегда сможет посмотреть на себя со стороны и даже подвергнуть себя самокритике.
Самокритика – это способность признать некоторые свои поступки неверными и плохими.
Как это трудно, а иногда даже требует определённого мужества, знает каждый человек.
В советском фильме «Трест, который лопнул», снятом по произведениям американского писателя О. Генри, есть прелюбопытнейшая сцена. Какой-то прохиндей поставил на морском пляже большую ширму с отверстием в виде замочной скважины и стал зазывать публику:
- Спешите видеть! Единственные гастроли в вашем городе! Сцены из жизни отдыхающих горожан! Всего за два цента! Невиданный доселе аттракцион!
К «аттракциону» потянулась толпа зевак, выстроилась огромная очередь. Выстоял очередь и главный герой фильма. Он заплатил два цента, после чего заглянул в таинственное отверстие. Что же он увидел? Естественно то, что находилось по ту сторону ширмы – море, пляж и прогуливающихся по пляжу отдыхающих.
Поняв, что его попросту надули, главный герой отошёл в сторонку и стал наблюдать за другими посетителями «аттракциона». Многие, заглянув в замочную скважину, пожимали затем плечами, но молча уходили, даже не пытаясь вернуть фактически украденные у них деньги.
- А вы не боитесь, что вас побьют? – спросил затем главный герой хозяина ширмы.
- Абсолютно нет, - засмеялся в ответ мошенник. – Люди никогда не сознаются в том, что их обманули, иначе придётся признать себя дураками.
Куда охотнее они помогут обмануть других – чтобы не чувствовать себя дураками единственными!
Самокритичный взгляд на себя со стороны всегда поможет покинуть общество самодовольных дураков, готовых поверить в любую чушь сами и убедить в её величии других, лишь бы пребывать в полной уверенности, что они умнее всех.
Было время, я разъяснял «темноте» смысл абстрактного «искусства», говорил о «музыке цвета» и «красках звуков», о «гипнозе таланта». И только после того, как осознал в себе вместо интеллектуала обычного такого напыщенного павлина, заучившего мудрёные слова, мало понимая при этом их значение – все чары аттракциона под названием «искусство модерна» тут же испарились. Я сразу же увидел в невероятно знаменитой картине «Чёрный квадрат» то, что там нарисовано на самом деле – чёрный квадрат и ничего более. Её автора, Казимира Малевича, я мгновенно осознал как обычного мошенника, а всю нашу искусствоведческую интеллигенцию – той самой очередью дураков, которая выстроилась у данного «шедевра» и боится признаться, что её попросту надули. Для того, чтобы не остаться дураками единственными, они даже повесили эту нарисованную на холсте простенькую геометрическую фигуру в Третьяковской галерее и написали тысячи «искусствоведческих» статей, в которых пытаются замаскировать своё мракобесие наукообразными словами.
Правда, среди них есть далеко не глупые люди, прекрасно понимающие весь бред так называемого «современного искусства», но продолжающие утверждать, что его
просто не все могут понять. Эти люди помогают мошенникам дурачить народ, чтобы самим на этом аттракционе невиданной глупости делать деньги.
Вот когда мы сталкиваемся с очередным видом общественного поведения – с ханжеством.
Ханжа – человек, который окружающим предлагает одну идеологию, а сам живёт по другой.
Ханжа говорит о набожности, благочестии, а сам развратник, либо вообще человек неверующий. Ханжа говорит о демократии, а сам борется за личную диктатуру. Наконец, ханжа рекламирует «современное искусство», но в личную домашнюю коллекцию покупает исключительно якобы устаревшую по его же словам традиционную живопись.
ЭТО ВАМ
ЭТО СЕБЕ
Сергей Колобаев
Продолжение следует...