Ювелирная работа
Интервью с Т.В. Рыхловой, преподавателем вокально-хоровых дисциплин Гремячевской детской школы искусств.
Татьяна Валерьевна Рыхлова, 1975 года рождения, в 1992 году окончила Гремячевскую общеобразовательную школу.
1985 - 1992 - учёба в Гремячевской ДШИ по классу фортепиано.
1992 - 1996 - учёба в Лукояновском педагогическом колледже, специальность - учитель начальных классов, учитель музыки.
1996 - 2001 - учёба в Арзамасском педагогическом институте.
Трудовая деятельность началась с 1996 года - работала в Лукояновском педагогическом колледже учителем музыки, затем в Гремячевской общеобразовательной школе, также учителем музыки.
С 2005 года по приглашению директора С.В. Новиковой перешла на постоянную работу в Гремячевскую детскую школу искусств преподавателем вокально-хоровых дисциплин.
2013 - 2017 - учёба в Арзамасском музыкальном колледже.
В 2018 году присвоена высшая квалификационная категория.
- Татьяна Валерьевна, как Вы считаете – можно приобрести талант в результате упорных занятий или он даётся от рождения?
- Подобно зернышкам, в каждом из нас есть самые различные таланты, но мы можем развить их только в процессе упорного труда, вырастив из зернышек крепкие побеги. Поэтому каждый ребёнок талантлив от рождения, тем не менее развитие любого таланта напрямую связано с упорным трудом развития самой личности.
Можно прибегнуть к другой аналогии: талант – это алмаз, и чтобы он стал бриллиантом и засверкал всеми своими гранями, нужно приложить много сил.
Трудолюбие, считаю, - это и есть один из главных талантов человека. Если он развит, остальное приложится и разовьется тоже, будь то певческий голос, живописный дар, хореографический или дар артистический.
Важнейшая задача любого родителя – вовремя разглядеть проявления таланта своего ребёнка и всячески помогать его раскрытию. Обычно уже с раннего детства мама и папа замечают, что какие-то действия у драгоценного чада получаются лучше других.
- Сами как рано почувствовали в себе тягу к искусству?
- С самого раннего детства, ещё до того, как мама привела меня в музыкальную школу на прослушивание и меня приняли на фортепианное отделение. Учеба только усилила эту тягу, я с большим удовольствием бежала в храм искусства, да-да, именно бежала, заблаговременно приходя на уроки, сидя в кресле около своего кабинета.
Помню, как любила заниматься дома на фортепиано по несколько часов в день, и как соседи стучали по батареям и очень радовались, когда я наконец-то закончила музыкальную школу.
Выпуск ГДШИ – 1991
Татьяна Рыхлова в верхнем ряду шестая слева
Спустя годы, возвращаясь мыслями в детство, я поняла, что привили любовь к искусству мои родители и мой преподаватель-наставник Елена Викторовна Иванцова. Низкий им поклон! Я очень счастлива, что работаю с моим преподавателем в одном коллективе. И не просто работаю, а выступаю с Еленой Викторовной на одной сцене за одним инструментом!
- Вы изначально хотели стать музыкальным педагогом или когда-то были другие мечты, связанные с музыкой?
- Вы знаете, сколько себя помню, всегда мечтала быть учителем начальных классов. И не изменила своей мечте. После школы поступила в Лукояновское педагогическое училище и выбрала вторую специальность – учитель музыки. Музыка меня не отпускала, сопровождая на протяжении всего студенческого периода - в эти годы я выступала в составе вокального ансамбля «Орфей», продолжая обучение у профессионалов с большой буквы. Мои преподаватели были самыми настоящими бриллиантами в сфере искусства, и учеба приносила мне не только углубленные знания, но и истинное удовольствие.
Вокальный ансамбль «Орфей» (Лукояновское педучилище), 1993 г.
Татьяна Рыхлова вторая слева
- У Вас за плечами 4 года Лукояновского педагогического колледжа, 5 лет Арзамасского педагогического института, 4 года Арзамасского музыкального колледжа. Так случайно получилось, или Вы просто любите учиться? Как говорится: век живи – век учись?
- Так диктовала жизнь. Получив среднее профессиональное образование, я решила обязательно получить высшее. К счастью, это было очень удобно, преподаватели Арзамасского пединститута сами приезжали на вступительные экзамены в училище. В итоге я продолжила свое обучение в Арзамасском педагогическом институте и некоторое время после окончания работала в общеобразовательной школе. Однако, сердцу не прикажешь, и по приглашению Светланы Вячеславовны Новиковой (в то время она исполняла обязанности директора ГДШИ) я вернулась в родные стены школы искусств уже в качестве преподавателя, параллельно обучаясь в Арзамасском музыкальном колледже.
Могу сказать лишь одно - пока человек обучается, он растёт и в профессиональном плане, и в интеллектуальном. Любовь к учебе привили мне мои родители еще в детстве и всё для этого сделали, как бы не тяжело им было. Спасибо им огромное!
- Кто-то считает, что если ребенок не демонстрирует интереса к искусствам и соответствующие способности, то вполне может обойтись даже без начального музыкального образования. Ваше мнение.
- Ребенок, особенно современный, с раннего детства окружен творчеством. В детском саду и школе те же музыкальные занятия проводятся для всех детей, что абсолютно правильно. Развитие ребят в направлении искусства документально закреплено на уровне государства и прописано в образовательных программах дошкольных и школьных учреждений. Увидеть отсутствие необходимости в этом – некоторым образом невежество, ведь польза от музыкального образования абсолютно для любого ребёнка - неважно, интересующегося музыкой или нет - огромна.
Приобщение к творчеству сказывается на самом процессе обучения ребенка: чем больше он интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Музыкальные занятия – один из ключей всестороннего развития подрастающего поколения.
На своем преподавательском опыте могу сказать, что иногда на обучение приходят дети, у которых музыкальные способности «спят», и кажется, будто результата от музыкального образования для них не будет. Вроде как ребёнок занимается лишь потому, что так захотели родители. Но, относясь серьезно к занятиям и заданиям преподавателя, с усердием и трудолюбием постигая азы музыкального искусства, он «вдруг» достигает такого прогресса, что способен обогнать своих изначально талантливых сверстников.
- Меняется ли отношение родителей к ГДШИ с годами?
- Думаю, что за все время существования нашей школы искусств главная цель родителей, приводящих своих детей в наше образовательное учреждение – это их развитие. Ведь неизменным в современном быстро изменяющимся мире остается лишь одно – это потребность общества во всесторонне развитом поколении.
Родители при этом наши помощники, и от того, как они относятся к занятиям своих детей в школе искусств, порой зависят и успехи наших воспитанников.
Вокальный ансамбль «Карамельки» (руководитель Т.В. Рыхлова)
- Как часто дети бросают учебу?
- Да, одной из проблем обучения в школе искусств является небольшой, но всё-таки имеющийся процент отчисления детей из числа учащихся. Причины разные - это и занятость в общеобразовательной школе, отказ от занятий по причине проблем со здоровьем, недостаточный контроль со стороны родителей… Особенно этот показатель высок на начальном этапе обучения.
Пути решения данного вопроса вижу в следующем:
1. применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивационную сферу детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.
2. взаимодействие преподавателя с семьёй учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской школе искусств.
- Назовите главное качество музыкального педагога, работающего с детьми.
- Чуткость и отзывчивость по отношению к каждому ребёнку.
- Гремячевской детской школе искусств в 2021 году исполняется 40 лет! Несколько слов об учениках и коллективе.
За всё время существования МБУДО «Гремячевская детская школа искусств» выпустила огромное количество талантливых воспитанников, среди которых есть те, кто получил профессиональное музыкальное образование и реализовал себя в преподавательской деятельности, в том числе и в нынешнем педагогическом составе школы искусств. И это замечательно!
За время моей работы в качестве преподавателя в учреждении сформировался крепкий и дружный педагогический коллектив. Каждому преподавателю присущи высокий профессионализм, доскональное знание своего предмета, постоянное совершенствование мастерства, а главное – любовь к детям и преданность избранной профессии.
Преподавательский состав ГДШИ
Мои коллеги – люди непохожие друг на друга, но всех их объединяет безграничная преданность своей профессии, своим ученикам. Добрые и требовательные, талантливые и инициативные, творческие и преданные своему делу педагоги. Мне повезло работать бок о бок с этими замечательными людьми!
И, конечно, нужно вспомнить наших бывших и настоящих воспитанников. Их огромное количество, и все они – наши «звездочки», те, ради кого мы работали и продолжаем работать.
С любимым подготовительным классом и с любимыми учениками
Мы гордимся нашими выпускниками и рады их видеть в стенах нашей школы. Буквально на днях встретилась с Ксенией Клоповой – ныне артистка Кубанского казачьего хора (г. Краснодар). Она моя выпускница, закончила Нижегородскую консерваторию. Приехала в Гремячево в отпуск и не забыла навестить альма-матер.
https://kulebaki.ru/muzyka/11030-yuvelirnaya-rabota#sigProId336dab2a36
Самое приятное в профессии педагога – это видеть, как растут наши ученики в процессе реализации образовательных программ, каких успехов достигают и какое удовольствие при этом получают.
Горящие глаза детей - наша лучшая награда!
Интервью провел Сергей Колобаев