Перестройка

Троицкая церковь Теплова

Статья сайта Нижегородской Митрополии.

 

Село это, сразу видно еще как въезжаешь на главную улицу, — старинное. Живописно раскинулось на высоком берегу речки Теши. В самом центре улицы — белокаменный Троицкий храм с высокой колокольней. В его строгом профиле, как в реке времени, отражается длинная, драматичная история села, перипетии человеческих судеб, стремление тепловчан верить и твердо за веру стоять.

Сегодня Троицкая церковь радует глаз своим обновленным обликом. Она будто распрямила свой стан и сбросила многолетнюю пыль небрежения. А ведь она многое помнит: и священников, и подвижников, и простых прихожан, а также примечательные страницы из живой истории села. В течение десятилетий из памяти сельчан нарочно стирали память о Боге, превратив родную Троицкую церковь в объект для поругания. Но, как гласит пословица, Бог поругаем не бывает. Тепловчане продолжали молиться. Пусть и тайно. В 1989 году официальный запрет на веру сняли. Троицкая церковь Теплова первой на всю округу стала возрождаться. В предельно быстрые сроки сюда вернулась богослужебная жизнь. А значит пошла в гору и жизнь духовная.

Если важная веха, если почитаемое имя, то связаны они, как правило, с подвигом любви и веры тепловчан, уверены Настя, Даниил и Света, юные жители села. Они изучают духовные истоки, религиозные традиции своего края и могут для любого желающего провести экскурсию по своему храму. У них за плечами — рефераты, доклады, научные работы, не одна победа в духовно-просветительских чтениях в Сарове и Кулебаках. Шестиклассник Даниил Новиков, к примеру, посвятил свою работу Тепловскому храму.

— Я узнал много интересного о богатой истории храма, его святынях и незаурядных священниках. Первый настоятель отец Алексий (Гениев), к примеру, стал монахом и подвизался в нижегородском Печерском монастыре, отец Павел (Виноградов) основал в селе школу грамотности, а отец Владимир Тенищев был не только добрым и просвещенным наставником, но и прозорливцем, — рассказывает мальчик.

Любовью к родному пепелищу в Теплове руководят сельские учителя. Директор воскресной школы Вера Дедова почти всю жизнь работает завучем в сельской общеобразовательной школе. В начале 1990‑х годов она стала одной из первых прихожанок открывшейся церкви. За ней потянулись и другие учителя. Теперь работа по духовному просвещению юных тепловчан идет и в обычной школе, и в воскресной. Учителей активно поддерживает директор сельской школы, тоже человек верующий и неравнодушный.

— Сейчас благочиние и светские образовательные организации у нас активно взаимодействуют, — рассказывает Вера Ивановна. — Мы пишем работы на духовные темы, причем не только о святынях нашего края, но и Кулебакского, Навашинского районов.

На базе Тепловской школы проходят рождественские чтения. В этом году они приобрели даже районный статус, приезжали участники из соседних сел. Школа нередко принимает у себя гостей на крупные церковные праздники: Рождество и Пасху.

 

О чем говорят архивы

— Мы не просто так пригласили к вам Михаила Егоровича — все работы на духовно-нравственные темы наши ученики пишут на основе его архивов, книг, собранных материалов о селе, храме, школе, интересных людях. Он всю жизнь собирает их по крупицам, — так отрекомендовали мне местного жителя и краеведа Михаила Фадеева тепловские учителя. — Опубликовал уже четыре книги.

Михаил Фадеев и вправду оказался человеком удивительным. Столько фактов, преданий, обычаев насобирал он за свою жизнь. Так бы и слушать. Историей родного края он увлекся в 1963 году, когда пионером посещал ветеранов Великой Отечественной войны.

— Мы им кололи дрова, мыли полы, прибирались во дворе. И между делом беседовали, — вспоминает краевед. — Впоследствии в тепловской школе в старших классах я открыл целый музей, его экспозиция включала военные награды, ордена, медали, трофеи участников войны.

Чуть позже у юноши возник интерес к церковной теме, ведь мама с бабушкой были очень набожны. Иконы в доме не прятали, хотя отец работал бригадиром машинно-тракторной станции в Навашине. Да и родная тетка, шутка ли, подвизалась до революции в Кутузовской обители, что в семи километрах от Теплова.

В 1989 году Михаил Фадеев, будучи уже депутатом областного совета, собрал сход и стал от имени сельчан ходатайствовать об открытии в Теплове храма. Буквально через два месяца — 21 сентября — в нем была совершена первая Божественная литургия и началась регулярная богослужебная жизнь. Михаил Егорович стал изучать историю церкви и святынь. Интересовался у местных жителей традициями, которые бытовали до ее закрытия.

В 1993 году по соседству от Теплова открылся знаменитый Кутузовский скит Дивеевской обители, куда тепловцы еще до революции совершали крестные ходы, навещали местного старца. Михаил Фадеев стал помогать в его восстановлении, подключил жителей Теплова, Гремячева и Ломовки.

— Сажали, пололи, ухаживали за коровами, особенно в периоды сезонных работ. Приезжали двумя автобусами по 20–30 человек, — вспоминает краевед. — Помогали в хозяйстве и восстановлении святынь. До сих пор все три села дружат. Сегодня монахини скита знают тепловчан в лицо, часто приглашают на службы. Наши детишки посещают его святыни.

 

Судьба храма

Когда Троицкий храм открылся, Михаил Фадеев с прихожанами ездили по окрестным селам и городам, собирали пожертвования. Ведь в 1930-е годы церковь была ограблена до нитки, а потом осквернена и почти до самого открытия использовалась как склад. В возрожденный храм люди несли сохраненные иконы, церковные книги, утварь, стройматериалы.

Однажды, составляя опись икон местного ряда, Михаил Егорович заметил надписи на их обратной стороне. Согласно им иконы были написаны на Афоне по заказу Кутузовской женской обители. Тут ему пришло на память письмо Петра Мусева, сына сотрудника ЧК, дежурившего в монастырском соборе в ночь его закрытия 29 декабря 1929 года. В письме, адресованном игумении Дивеевской обители, мужчина рассказывал подробности той загадочной ночи. Все ценное, включая иконы, пишет он, свалили в центре собора, поставили у ворот охранников и сказали, что наутро ценности увезут. Утром приезжают за иконами, а их нет. Видимо, рассуждает автор письма, из Кутузовского собора был сделан подземный ход. Вы поищите его, возможно, через него и были вывезены ваши святыни.

— Я все гляжу на эти иконы и думаю, почему они именно к нам попали? — удивляется краевед. — Семьдесят лет они ждали этого часа и явили себя в Теплове, по соседству с Кутузовским скитом!

 

Слезы Богородицы

На правой стене в зимнем храме Троицкой церкви — икона Божией Матери «Утоли моя печали». Вновь, как в позапрошлом веке, этот образ — главная и почитаемая святыня тепловчан. Чудотворная. Жители села сберегли ее от поругания в советские годы и донесли до современников ее необычайную историю.

DSC01698

По рассказам старожилов, в конце XIX века одна из монахинь Дальне-Давыдовской общины Параскева Софониева, вынужденная покинуть эту обитель, поселилась в Теплове. Она очень тосковала по оставшейся в обители иконе, и захотела написать икону такого же письма, вида, размера и наименования для приходской Троицкой церкви.

Параскева обошла округу, губернию, дошла до Питера, набрала денег и заказала точный список с любимой иконы. Образ повесили в притворе храма. А потом произошло чудо. Тепловский священник Владимир Тенищев, страдавший недугом пьянства, заметил, что под иконой собирается вода. Он стал ругать женщину, которая следит за чистотой в храме. Так повторялось несколько раз, пока однажды батюшка не увидел, что из глаз Богородицы бегут слезы. Чудо так потрясло его, что он устыдился своего греха и с тех пор стал вести праведный образ жизни. Впоследствии батюшка прославился своими духовыми талантами, прихожане даже отмечали его прозорливость. Именно отец Владимир, который обладал незаурядным писательским дарованием, составил жизнеописание местного старца Иоанна Яшина.

Образ получил всенародную любовь и почитание. На всех важнейших событиях села икону брали в крестные ходы. Засуха ли, наводнение ли случится, Божия Матерь всегда выручала. Были и случаи исцеления. Святыню повесили в летнем храме справа от алтаря в резном киоте, в ризе, украшенной драгоценными камнями.

После закрытия храма глубокой ночью ее выкрала жена председателя сельсовета по настоянию мужа. Прятали по разным домам. Очень долго ее хранила монахиня Кутузовского монастыря Дарья, которая жила недалеко от Тепловского храма после разгона обители, а после ее смерти в 1970 году — Татьяна Жукова, жившая напротив церкви. По воспоминаниям Михаила Фадеева, у нее на дому проходили торжественные службы, а по ночам икону брали на кладбище, чтобы править службы тайно.

 

Земляк-подвижник

Не каждый даже город имеет своего небесного заступника, а в Телове он есть — это Иван Терентьевич Яшин, которого еще при жизни почитали как Божиего человека.

Starets Ivan

Подвижник родился в 1835 году в семье крестьян. От природы мальчик был молчалив и застенчив, избегал шумных игр и шалостей. В 14 лет во время паломничества в Дивеево и Саров он сподобился узреть Царицу Небесную, а когда возвратился, домашние заметили в нем большую перемену. Молодой Иоанн уединился в пещерке в пяти-шести верстах от Теплова, в самой глухой чаще, питался сухарями, грибами и ягодами. Не раз, когда его обнаруживали односельчане, переселялся в еще более далекую глушь, сначала на Красную речку, а затем в пяти верстах от Дальне-Давыдовской женской обители. Здесь Иоанн Яшин сподобился особенных благодатных даров: старчества, врачевания и прозорливости. За несколько лет до смерти из-за разного рода напастей он был вынужден вернуться в свое село. Дома не стал скрываться, как раньше, и к нему начали стекаться за советом и утешением крестьяне из окружающих селений. Умер старец в 1893 году, более 120 лет назад. Но до сих пор в места, где он пребывал, люди приходят за исцелением, советом, с просьбой помолиться за них.

— В окрестностях Теплова много мест, связанных с духовными трудами Ивана Яшина, — рассказывает школьница Настя Дедова, написавшая о старце уже две работы. — Это Рыжев родник, Тятяев ключ, Красная речка. Иван Терентьевич вырыл родник у берега Теши и посадил около него три ветлы. Мы ходим туда с воскресной школой — помолиться и попить святой водички. Посещаем могилку старца в Кутузовском скиту и купаемся в его пруду, который он рыл 40 дней и ночей, питаясь одними просфорами. В конце мая, близко к дате его рождения, обходим крестным ходом все места его подвигов, приводим в порядок родники.

 

Марина Дружкова