Музыка

Сергей Боталов: да будет звук!


Почему концертные звукорежиссеры всегда считают до двух, когда проверяют микрофоны? - Потому что на счет «три», как правило, приходится поднимать тяжести…

 Наша справка:

Сергей Анатольевич Боталов родился в 1971 году в г.Архангельск.

В 12-летнем возрасте с родителями переехал на Брянщину, закончил сельскую школу.

В 1989 году поступил в Горьковский университет им.Лобачевского на физфак, закончил в 1994-м. Специальность - микроэлектроника и полупроводники.

В 1996 году призвали в армию, в Забайкальский военный округ.

После армии приехал в Кулебаки, поскольку тут жили родители жены.

До 2004 года по большей части занимался дома с детьми, работы не было.

Потом директор Дворца культуры Т.М. Любимцева пригласила вести кружок по лепке из глины. Со временем вкусил интерес к звукооператорской работе.

 

bot2

- Ну вот, с тех пор звукооператором так и работаю! – говорит Сергей.

       - И профессия эта не менее творческая и ответственная, почему и захотелось попытать тебя вопросами в формате интервью. Ведь разглядела же Татьяна Михайловна в тебе творческое начало. Если бы мне предложили вести кружок лепки из глины, то, думаю, мои ученики сразу бы окунулись в такие направления как постмодернистский абстракционизм или, скажем, авангардный примитивизм.

       - Нет, я с детства любил рисовать, изрисовывал альбомы пачками. Но так как рос в деревне, художественная школа мне не светила. Компенсировал это увлечением фотографией. Ещё в школьные годы у меня был фотоаппарат «Зенит» - плёнки, негативы, проявители, закрепители. Так что художественная основа при поступлении на работу в ДК у меня была.

 

bot4

bot3

   Можно посмотреть мои работы.

 

       - На звук перешёл целенаправленно или, как всегда, случайно получилось?

       - Случайно. Известный всем Николай Копеин году в 2008-м перешёл работать в кинотеатр «Россия» и мы с Виталием Любимцевым «осиротели». Директором ДК тогда уже стал Е.А. Лапочкин. Пусть аппаратуры ещё было мало, но и её кроме нас с Виталием обслуживать стало некому. А через год привезли комплект звукового оборудования «Евросаунд». Это уже было достаточно серьёзно, плюс примерно в то же время закупили две активные колонки Mackie, они теперь в малом зале стоят. Ещё чуть позже приобрели новый микшерный пульт. Вот именно это оборудование является в ДК основным до сих пор.

 

bot5

 

- Наверное, на твоих глазах происходила техническая эволюция в ДК?

       - После закрытия Центра досуга в здании кинотеатра «Россия» нам из аппаратуры кое-что перепало, например, новёхонький пульт Mackie (40 тысяч целковых, между прочим), половинный комплект Евросаунда, студийные микрофон и звуковуха, которыми я до сих пор пользуюсь в студии. Не сразу получилось купить ноутбуки, возможно время тогда такое было, но парочку всё же осилили.

       Сейчас куда всё интереснее - благодаря нашему директору Ольге Александровне Томновой - микрофоны новые, в том числе подвесные для спектаклей, ноутов штук пять, для кабинетов (вокальные кружки) куплен комплект отличных и небольших колонок Work с пультами. Но серьёзной замены Евросаунду всё равно нет. Хорошо, у меня напарник Дима Устимец рукастый – он даже изодранные диффузоры клеит. Однако, если быть объективным – в техническом плане мы сейчас живём куда лучше, чем многие в области.

 

bot6

 

- Ты упомянул напарника – кто ещё из твоих коллег «невидимого фронта» помогает подготовить сцену для выхода на неё акул местного шоу-бизнеса?

       - За свет отвечает Евгений Клюшин. В ДК он работает давно, наверное, ещё с 1970-х с каким-то перерывом. Человек с музыкальным образованием, собирал группу, выступали.

bot7

Евгений Клюшин в центре

 

       Хорошо разбирается в электричестве (талантливый человек талантлив во многом), потому официально работает электриком. Очень толковый, умный человек. Видит свет на сцене – каким он должен быть во время того или иного действа.

       Второй звукооператор – упомянутый Дмитрий Устимец. Тоже для ДК человек-находка. Он как в электронике разбирается (именно он ремонтирует колонки, усилители), так и за пультом ему цены нет.

 

bot8

 

 Если мероприятие проводит Устимец – можно спать спокойно. И по свету сдюжит, и дискотеку «замутить» сумеет, и своими руками сделать пенные пушки. У нас слаженная команда, которая друг друга понимает. Так как персонала сцены у нас как такового нет, то во время спектаклей – когда надо сменить быстро декорации, поднять-опустить падуги – подключаются сантехники, слесаря, художники-оформители, всем миром, короче. В ДК вообще нет узкой специализации, все – сотрудники самого широкого профиля.

 

bot9

 - Когда учился в техникуме, проводили как-то классный час, посвящённый природе. Дело было в актовом зале, и по ходу выступления лектор объявил, мол, а сейчас вы услышите волшебные звуки летнего леса. Запись перепутали и включили не очень волшебные звуки громко квакающих жаб на болоте. Ясно, что мы все съехали с кресел от хохота. У тебя бывали в работе технические накладки?

       - Когда нам купили новый, второй по счёту ноут, я решил, что вот через него и озвучу выездные сказку и новогоднюю ёлку. Репетировали и проводили мероприятие в самом ДК мы с помощью старого ноута, а вот чтобы его не отключать принял решение в дорогу брать новый. Ну и приехал в Саваслейку с новым – а фонограммы на него не скинул… Полный алес капут! Что делать?!! Начали без фонограмм (артисты у нас могут всё!). Позвонили в ДК, нам по ходу пьесы привезли старый ноут. Продолжили со звуком.

 

bot10

 

- Каких столичных звёзд приходилось обслуживать в техническом плане у нас в Кулебаках?

       - Самые первые звёзды, которых я увидел у нас «вживую», это были Михайлов, Усатова, Скляр и Буряк, они приезжали к нам со спектаклем в 2007 году. Запомнилось, что Скляр никому автографы не давал, был похож на человека в цилиндре и угрюмо проходил мимо. А Михайлов весело расписался на стенке туалета.

Потом приезжал Лифанов и тоже со спектаклем.

bot16

 

 

Из певцов-музыкантов понравился разве что Сергей Беликов, когда он приезжал к нам на День города в 2016 году. Очень тогда понравилась его аппаратура.

bot17

bot18

bot19

   - Когда показывают кино про цирк, я понимаю, что там у них царит совершенно иной мир, невероятно далёкий от нашего. И вот, общаясь с тобой, поймал себя на мысли, что в любом ДК тоже царит своя, неведомая другим организациям атмосфера.

       - Благодаря современным медийным технологиям и нашим же стараниям всё большее количество людей видит результат нашей общей работы. На юбилей ДК спонсоры подарили нам фотоаппарат Никон. Какое-то время фото и видео занимался сам, но хорошо, что в ДК вернулась на работу Ирина Ежкова. В ДК она ведет кружок по декоративному творчеству, раньше (в начале 2000-х) вела танцевальные коллективы. Т.е. человек творческий и одаренный.

 

bot20

 

Однажды некому было поручить поснимать очередной концерт, и я просто сунул ей в руки фотоаппарат, сказал - иди снимай. И… был очень приятно удивлен, как она видит кадр!

       А в кадре – огромное количество артистов, исполнителей, музыкантов, мероприятий, событий. Не всегда в кадр попадаем мы, спецперсонал, но мы к этому и не стремимся. Правильно говорят, что в ДК работают одни «повёрнутые» в хорошем смысле этого слова, люди, фанаты своих видов творчества. Начать с того, что все мы любим свою работу – и те, кто на сцене, и те, кто за сценой, и те, кто в зале. И я, например, действительно, не поменяю нашу особую творческую атмосферу ни на какую другую.

 

bot21

 

Интервью провёл Сергей Колобаев

арзамас

Вход через соцсети