Меню

КОГДА УХОДИТ ГРАВИТАЦИЯ

Хореография

Гремячевская детская школа искусств – единственная в России, где на профессиональном уровне преподают брейк-данс.

 

Помнится, как только после призыва в армию в 1987 году мы прибыли в сержантскую учебку, командиры выстроили нас и без долгих предисловий вопросили:
- Брейк умеет кто танцевать?
Такой товарищ нашёлся, нескладный на вид высокий парнишка, естественно москвич. Но то, что он потом показал в красном уголке, поразило не только наших одичавших в армии «дедов»-сержантов, но даже нас, молодняк, только что прибывший с гражданки. Мало того, вскоре оказалось, что в соседнем учебном отряде начинал проходить службу новобранец, который снялся в нашумевшем перестроечном фильме Карена Шахназарова «Курьер» - в сценах, где подростки танцуют брейк-данс. В представленном фрагменте он выступает первым.

 


Понятно, что вскоре эти ребята уже демонстрировали своё умение всем со сцены в рамках смотров художественной самодеятельности, и их выступления ждали.
Это было давно. Казалось бы, очередной модный танец должен кануть в Лету вслед за чарльстоном, рок-н-роллом и хип-хопом, но тут выясняется, что в Гремячеве его восприняли всерьёз и надолго. Эта новость была, честное слово, неожиданной. И стоит поблагодарить директора Гремячевской ДШИ С.В. Новикову, которая согласилась ответить на все возникшие по данному поводу вопросы.

ГРЕМЯЧ ДИРЕКТОР

- Светлана Вячеславовна, помимо брейка в возглавляемой вами ДШИ преподаются другие танцы?
- В ГДШИ хореография начала своё существование с 2005 года, во время страшного дефицита кадров этой специализации во всем регионе. Начинали с предмета «Современный танец». Педагога, можно сказать, «нашли на улице» - отыскивали среди тех, кто когда-либо занимался факультативным доп.образованием в колледжах и институтах.
Откликнулась Юлия Николаевна Железцова - молодая, креативная студентка исторического факультета пединститута. Произвели набор детей, и вот - процесс запущен. Сейчас смешно вспоминать, какой это был уровень, просто клубный кружок. На сегодняшний же день - это уже реально хореография с программами обучения по классическому, народно-сценическому, современному танцам с образованными в этой области преподавателями. Контингент, в основном, девочки.

- Как давно пришли к брейк-дансу? Кто инициатор вообще такого оригинального факультатива?
- С брейкерами познакомилась случайно: поехала на конкурс в 2008 году в Кулебаки. Он проходил в «России». Там брейкеры местные занимались, оказалось, один из них знаком с Ю.Н. Железцовой, она же мне и представила Полянцева Виктора...
Тут нужно сделать небольшое отступление. Дело в том, что, когда я заступила на должность в 2004 году, Гремячевская школа имела только фортепианное, народное, хоровое и художественное отделения. Это были годы, когда стремительно начала развиваться эстрада в России, экраны телевизоров пестрели «фабриками звезд», стало понятно, что необходимо какое-то новое вливание, чтобы повысить контингент учащихся, весьма скудный на тот момент, создать имидж школы, отличный от других сельских школ. Выходом могла стать хореография. Ю.Н. Железцова после трёх лет работы решила сменить вид деятельности (низкий заработок), поэтому на момент моей встречи с Виктором Полянцевым я экстренно искала нового преподавателя, а с этим-то как раз были проблемы. Причина - единственное учреждение культуры с предметом «хореография», да и то лишь с народной направленностью, находится в г.Бор. Чтобы туда отправить на обучение, надо иметь выпускника. Парадоксальная ситуация.
Вот именно тогда мне пришла в голову безумная идея - взять брейкера Полянцева в этом качестве. Боялась, но сделала. Так у нас появился препод-уникум ). Стали притекать мальчишки, концерты с их участием проходили интересно и неповторимо. Поехали на конкурсы в Павлово, Выксу - везде принимали на «ура», ведь данный вид деятельности новый, создает уникальный колорит. Поняла, что риск оправдан, и мне надо развивать это направление во что бы то ни стало. И оно развивается вот уже 10 лет.

 

Полянцев В

Виктор Полянцев

 

- Не было ли противников в том смысле, что ДШИ - это одно, а молодёжные развлечения - это другое («дискотека в Большом театре»)?
- Ну, разумеется, не без «палок в колёсах». Ни начальству, ни коллегам, ни педагогическому сообществу совершенно не был понятен «клубняк» в ДШИ в рамках дополнительного образования. Конечно, считали сумасшедшей. Если честно, пролицензировать брейк в рамках ДШИ представлялось для меня утопией. Но время было такое – время всяческих перемен. Получилось.
Досталось и от моих коллег-работников: осуждали, считая, что данной «кружковой» деятельностью я подрываю статус ГДШИ. Критика стала сходить на нет, когда приток обучающегося контингента увеличился почти вдвое, концертный зал на 250 мест перестал вмещать зрителей, постоянными посетителями концертов и мероприятий стала молодежь. Популярность школы мгновенно выросла, что и требовалось, по крайней мере, на тот, не самый радужный в смысле культурных процессов, период времени. Особенно в глубинной провинции.

 

брейк в школе 4

 

- Окончивший факультатив брейк-данса получает аттестат, что он профессиональный брейк-дансер или это всё-таки чисто внепрограммные, возможно платные, уроки для желающих?
- Выпускник образовательной программы хореографии по специальности «Брейк-данс» получает свидетельство об окончании ДШИ наравне с другими специальностями. Срок обучения - не менее пяти лет для поступивших с 9 лет. Для более младшего возраста предусмотрены подготовительные классы «Основы брейк-данса (брейкинга)». В учебный план образовательной программы входят обязательные предметы «Ритмика», «Брейк-данс», «Сценическая практика (подготовка концертных номеров)», а также вариативная часть (необязательные, факультативные предметы: вокал, гитара, баян и т.п.) по желанию самих учащихся. Платные услуги в ГДШИ пока не реализуются.

- За 10 лет наверняка подобралась славная когорта выпускников?
- Выпускники по брейку (около 40 человек) активно продолжают заниматься брейкингом в институтах, колледжах. Один из них работает фитнес-тренером в Н.Новгороде. Имея хорошую физическую подготовку, прекрасное чувство ритма, навыки импровизации (а это значит, что хорошо развито левое полушарие головного мозга, способность к мгновенному принятию решения), мальчишки достигают хороших результатов в учёбе!
Как правило, некоторые из наших выпускников-брейкеров продолжают обучение в школах для одаренных детей в том же Н.Новгороде или выпускаются из институтов с дипломами красного цвета. И в жизни они успешнее реализуются. Брейк - отличный воспитатель души, воли, характера, тела. Это как военная подготовка, только в культурной сфере.

- В процессе обучения ученики часто демонстрируют свои достижения на культурных площадках округа или области?
- Ни одно мероприятие в стенах школы и в посёлке не проходит без их участия. Брейк-данс был частым гостем на кулебакских площадках «Летние вечера». Брейкеры успешно оформляют подтанцовки у наших вокалистов-эстрадников. В конкурсах тоже участвуем, но там сложности возникают у жюри - данный стиль представляем, как правило, мы одни ).

 

 

- Преподавателем по брейку у вас до сих пор работает Виктор Полянцев?
- Виктор, один из передовых би-боев, лауреат многочисленных конкурсов нижегородского, владимирского регионов, заложил хороший фундамент для развития брейкинга в нашей глуши. Я направила его в Муром для получения высшего образования, и так получилось, что оттуда он так и не вернулся, встретив там «вторую половину».
Во весь свой гигантский рост встала опять задача - найти нового брейкера, да ещё и с педобразованием. Виктор вспомнил о своём товарище, с которым мы познакомились в Кулебаках на очередных брейкерских турнирах. Так к нам попал Денис Михайлович Беспалов, учитель кулебакской СОШ №1. У нас работает по совместительству. Талантливый и творческий человек: хорошо владеет гитарой, блестяще играет на ударниках.
Сейчас его класс увеличился до 40 человек, так что потребовался ещё один преподаватель. И Виктор Александрович Полянцев любезно согласился приезжать из Мурома по выходным к нам на работу. За что ему наша огромная благодарность.

Беспалов Д

                               Денис Беспалов

 

- Не очень-то слышно о брейк-данс-активности в Москве или Н.Новгороде. Получается, Кулебакский округ – едва ли не единственный бережно хранит эту романтику конца 1980-х.
- Гремячево является на сегодняшний день единственным таким хранителем. К большому сожалению этот вид хореографии исчез из Кулебак и округа вообще. Ровесники Виктора и Дениса, которые занимались когда-то, обрели семьи, сменили род деятельности, разъехались кто куда. И только в нашем посёлке брейкинг продолжает жить.

- Запад всегда был фабрикой развлекательных направлений и течений. Большой ошибкой культурных ведомств СССР было запрещать их, они всё равно завладевали советской эстрадой. «Последняя электричка», «Чёрный кот», «Лучший город Земли» - это же всё зарубежный джаз. ВИА «Синяя птица» середины 1980-х – это стилистическая копия английской группы «Смоки» начала 1970-х. И так далее. Другое дело, что, попадая на нашу советскую почву, западные шоу-новинки довольно быстро переформатировались, лишались вульгарности, пошлости и даже наполнялись смыслом высокой поэзии. Первые рок-группы, такие как «Ария», например, сразу сделали модный, но совершенно бесноватый западный рок, пропитанный темами алкоголя и наркотиков – философским. Этого, к сожалению, нет сейчас. С западной фабрики грёз если что-то берётся, то прививается в нашей культурной среде, что называется, «один-в-один», со всей пошлостью, бесноватостью, абсолютной бессмысленностью и бездуховностью.
- Не могу не вспомнить в связи с этим выступление наших ребят на конкурсе «Мы – православные нижегородцы». Как они там оказались – это отдельная история, о которой лучше умолчим. Брейк-данс в подобном контексте выглядел, конечно, очень, мягко скажем, ново, смело, если не вызывающе. Зрители встретили зажигательное шоу очень тепло, чего нельзя было сказать об организаторах конкурса, те разве что открыто не крестились. И я была невероятно удивлена, что по окончании некоторые меня здорово поддержали.

 

брейк в школе 5

 

- Конечно, ведь нет вещей и явлений хороших или плохих. Чем мы их наполняем – хорошим или плохим – такими они и станут. Брейк-данс не исключение.
- Брейк-данс наполняется ритмикой, энергичной музыкой, движением, атлетизмом, фундаментом которого является здоровый образ жизни, и оптимизмом молодых, горячих сердец! Моя задача - не позволить остановиться этому позитивному движению, а наоборот – дать ему максимальный вольный простор.

 

Интервью провёл Сергей Колобаев

 

Последние комментарии