Меню

КУЛБАК-КУЛЬБАК-КУЛЕБАК

ГО г.Кулебаки

В редакцию Кулебаки.RU пришёл материал с ещё одной версией расшифровки загадочного названия города Кулебаки.

 

 

Здравствуйте, с интересом прочитал на вашем сайте статью о происхождении названия города Кулебаки. Хочу вам сказать, что этими версиями тема не исчерпана. В своей книге "Как Теша стала русской рекой" я привожу еще одно толкование этого топонима:

"Рядом с Приокскими Мурзицами расположилось селение с самым загадочным названием в регионе. Кулебаки. Чего только не придумали, пытаясь объяснить этимологию этого древнего названия (а оно действительно древнее). Здесь и вкусные кулебяки (вид пирога) которые якобы тут пекли, здесь и кули и баки, и мордва делавшая ульи-кули, и складывавшая мед из них, в баки.

Авторы последней версии, для того чтобы объяснить название Кулебаки, вводят в мордовский язык новый, до этого никому неизвестный, топоформант -ки (дорога морд.), и уверяют, что все нерусские, Поволжские топонимы, с окончанием -ки, это древние мордовские антропонимы, вроде того как Шат-ки дорога некоего Шата, Дем-ки дорога Дема, Ичал-ки дорога Ичала, Туртап-ки дорога Туртапа, а Кулеба-ки дорога Куляба…

Топоним Кулебаки не единственный в своем роде. В Тамбовской области, на реке Цне, есть село Кулеватово известное с 1678 года, В основу его названия положено мордовское дохристианское имя Кулеват. Можно предположить, что это и есть ключ к отгадке, но вряд ли мордвин Кулеват имеет касательство к Кулебакам. Ведь тогда название звучало бы как Кулебатово или Кулебатино, а мы имеем Кулебаки и мордва здесь не причем. Может быть, в основу названия положена фамилия основателя? Если покопаться, то можно обнаружить что такая фамилия действительно существует, но принадлежит она …сынам еврейского народа. Известны такие деятели как Моисей Кульбак, белорусский еврейский писатель, и Соломон Кульбак, американский математик, еврей польского происхождения, но вряд ли евреи имеют отношение к основанию Кулебак. Скорее дело здесь в самом значении слова. 

На юге России, в степях Курской области есть селение с названием Кульбаки, основанное в 1680 году, и его жители хранят предание, о происхождении названия деревни, гласящее, что проезжавший когда-то, через деревню казак, потерял часть сбруи коня. Он вернулся и стал расспрашивать у местных, не находили ли они «кульбак»? И хотя они не понимали казака, вскоре выяснилось, что потерял он седло. Кульбак это старинное степное, видимо еще сарматское, название седла, потому что, ничем другим нельзя объяснить, что по-польски, седло называется кульбак. В Польшу кульбак принесли сарматы, и передали это название седла, ляхам-полякам (отсюда и фамилии евреев-выходцев из Польши).

Сарматы, влившиеся в состав кочевых гуннских орд, распространили свое название седла среди кочевников, и те в свою очередь принесли кульбак в Поволжье. Сарматский кульбак был известен во всей Восточной Европе. Так называли седло и в степях, и в московской армии, даже еще и в XVII веке.

Помните хорвата Юрия Крижанича, который при дворе царя Алексея Михайловича боролся за чистоту славянского языка и за искоренение татарских терминов? Рассуждая о воинском духе русских ратников, он с тревогой писал: «…воины много храбрости теряют, когда они свои военные дела и понятия заменяют чужими, иностранными, татарскими словами. Это ненужное смешение языков в военном деле особенно вредно, ибо рассуждают они так: откуда пришло название ратных дел, оттуда пришла и воинская слава и доблесть. Надо заменить, в том числе, слова: «солдат» на «пехотинец», «гетман» на «полевой бан», «атаман» на «главарь», «капитан» на «сотник», «витязь» на «ратник», «гусар» на «копейщик», «аманат» на «заложник», «барабан» на «бубнарь», «есаул» на «порутчик», «драгун» на «конник», «кантар» на «узда», «бахмат» на «татарский конь», «кулбак» на «татарское седло». Кулбак, кульбак, кулебак - это древнее степное название седла, а применительно к нашим Кулебакам, оно связано с особенностями рельефа местности, на которой было расположено селение.

Кулебаки-Кульбак стоял на древнем тракте, а древние дороги повторяли все особенности рельефа той местности, где они были проложены. Эти особенности не могли не отразиться в топонимике. Например, место, где даже в сухую погоду стояла непролазная грязь, грозившая путникам опасностью застрять, называлось в народе «лихим» местом, и осталось «лихим» и по сию пору, хотя проблем с проездом там вроде бы уже нет.

Так же получили свое название и Кулебаки. Подъезжая к Кулебакам со стороны Оки, даже по современной дороге, испытываешь некоторое неудобство, из-за крутых спусков и подъемов, последний из которых находится уже в самих Кулебаках («рыночная гора»), а представьте, каково было ехать по ним на телеге, или верхом? Притом, что до Кулебак, и после Кулебак местность идет практически ровная. Древние тюрки отметили это место, назвав и селение, и речушку, Кульбак (седло).

Алексей Малышев

 

Редакция Кулебаки.RU связалась с Алексеем Малышевым, чтобы узнать - есть ли у предложенной версии более широкое историческое обоснование. Очень признательны за живой отклик автора по заявленной теме, предоставившего на запрос ещё одну статью. Публикуем в надежде, что она также подстегнёт наших земляков к более активному изучению истории родного края.

 

ИМЯ НА КАРТЕ


Что изучает, и для чего нужна топонимика? Греческое топос – место, и оним – имя, говорят сами за себя. Имя на карте. Что означает это имя. Откуда оно произошло. История происхождения топонима может многое прояснить и в истории его носителя. Кто основал город, кто населял берега той или иной реки? Порой об этом может рассказать только топонимика. При этом топонимика рассматривает все версии, и не приемлет категоричности. В любой момент может отыскаться какой-либо древний документ, или какие то другие свидетельства, проливающие свет на происхождение топонима, да и человеческое познание не стоит на месте.

Что хочется обычно отыскать человеку, подошедшему к карте? Место, где он родился. Свое место в жизни, в истории своего народа, значение своей родины в мировой истории. Это то, что необходимо знать каждому.
Наша малая родина – город Кулебаки, это уникальная точка на карте России. В его названии как будто бы зафиксированы следы наречий всех народов живших и живущих на территории Восточной Европы, на той территории, где сложилось и существует великое многонациональное государство – Россия.

И это не случайность. Город Кулебаки расположен на древнейшем в Восточной Европе, трансконтинентальном торговом пути, издавна связывавшем Северную и Западную Европу со Средней Азией и странами Ближнего и Дальнего Востока. Этот путь был одной из главных магистралей, так называемого, Второго Шелкового Пути, или Великого Волжского Пути, и по нему путешественники и торговые караваны проходили из бассейна Нижней Волги в бассейны Волхова и Днепра.

Важный узел на древнем торговом пути, с первых веков нашей эры привлекал завоевателей. Огромная держава Германариха, возникшая в IV веке, включала в себя народы, жившие на Средней Волге. После того как схлынули волны Великого Переселения, и в Восточной Европе стала налаживаться экономика, торговым путем через Среднее Поволжье, заинтересовались хозяева южных степей хазары и их наследники волжские болгары. Эти народы, в языковом отношении были ранними тюрками, язык которых сложился, с довольно сильным участием сарматских аланских племен, влившихся в кочевые орды гуннов, из которых собственно и вышли хазары и булгары.

Аланы в составе гуннских орд проникли во все пределы обитаемого мира, они участвовали и в этногенезе славян, и тюрок и других народов Восточной Европы. В гунно-сарматской среде, седло воина-кочевника называлось «кульбак», и это название они разнесли по всей Восточной Европе. Кульбаком седло называли в Польше. В словаре В.И. Даля термин кульбак отмечен как малороссийское название седла, а ведь известно, что в древности земли называемые Малороссией, заселяли гунны и сарматы. В русской армии, до XVII века, татарское седло называли кульбак, топонимы и онимы с основой кульбак встречаются и в степях Заволжья, где в древности кочевали потомки гуннов и сарматов.
Применительно к нашим Кулебакам, самую «старую» версию происхождения топонима, можно отнести к VIII веку нашей эры, к тому времени, когда путь по левобережью Теши осваивали хазары и болгары, назвавшие речку, протекавшую в ложбине, с пологими как у седла краями, «седлом» (кульбак).

На право контроля над выгодным сухопутным путем претендовали многие храбрецы. Одними из главных были скандинавские викинги, сумевшие совместить в своих занятиях и торговлю и разбой. Викинги проникали по разветвленной речной системе Восточной Европы во все уголки великой равнины. Торгуя с сильными соперниками, викинги беззастенчиво грабили местное население лесной зоны Восточной Европы, состоявшее, на Средней и Верхней Волге, из племен волжских финнов – одних из предков современных финно-угорских народов Поволжья. Но древние финны не собирались сдаваться без боя, оказали захватчикам упорное сопротивление. Финских бойцов, викинги уважительно называли кульфингерами (от kolfr- копье)- сражающиеся копьем, в отличие от себя самих, сражавшихся топорами. В русских документах этих бойцов, на равных сражавшихся с викингами, называли «кульбяги». Можно допустить, что также назвали боевую заставу местных жителей, на древнем пути, и эта волжско-финская версия идет из глубины IX века.

В Среднем Поволжье волжские финны смешались с племенами лесных охотников угров, пришедших сюда из Приуралья. Поэтому языки современных коренных жителей Поволжья называют финно-угорскими. Неутомимые охотники и добытчики меда диких пчел, финно-угры освоили всю лесную зону Средней Волги, дав названия большинству географических объектов. И, конечно же, Кулебаки этимологизируются из финно-угорских наречий. В языке мордвы эрзян слово куле означает «радостная новость», и даже существовало древнее эрзянское имя Кулеват. Местные краеведы допустили, что в древности у эрзян существовало подобное Кулевату имя Кулеба, и «разложили» Кулебаки на имя Кулеба и эрзянское слово ки – дорога. Получилась Кулебова дорога, по имени главы рода Кулебы, возможно жившего здесь когда-то. Эта версия из X-XII веков.

Окрепшее славянское государство, с центром в городе Киеве, также было заинтересовано в обладании контролем над древним путем. Экспансия киевских Рюриковичей на Верхнюю Волгу развивалась успешно, но в Среднем Поволжье они встретили сопротивление волжских болгар. Русские дружины были сплочённее и организованнее болгарских, и легко побеждали последних. Но, когда казалось бы, победа была совсем близка, на Среднюю Волгу вторглись татары, на долгие 250 лет, обеспечившие себе доминирование на всем протяжении Великого Волжского Пути.

Разумеется, тюркский «след» присутствует в названии Кулебак. По версии краеведа А.В. Маскаева, в топониме Кулебаки заключены тюркские слова куль – озеро и бака – лягушки. Получается «лягушачье озеро». Тюрки вполне могли назвать так заболоченную низину, затруднявшую движение по тракту. Эта версия названия реки и поселка на её берегах, «родом» из XIII-XV веков.

В XVI веке, Среднее Поволжье вошло в состав молодого Русского государства. На вновь присоединенные земли хлынул поток русских земледельцев. Они селились рядом с местными коренными жителями, организовывали свои поселки, строили города, церкви и монастыри.
Русские переселенцы были православными христианами, но из своего языческого прошлого они унаследовали почтительное отношение к воде, как к источнику жизни. Менять название реки или какого-то водного объекта, для славянина было сродни кощунству. Этим можно объяснить, как в местах заселенных русскими земледельцами сохранились древние названия рек, озер, родников. Бесчисленные шилокши, ильминдимги, липелеи, кавлеи, кудьмы, и другие, мирно уживаются с Павловым, Богородском, Первомайском и другими.

Это говорит еще и о том, что заселение было мирным, не сопровождалось какими-то серьезными конфликтами, или стычками. Все исследователи Поволжья отмечали в своих труда удивительное мирное сосуществование всех народов живущих здесь. Что-же до Кулебак, то это название, как нельзя кстати, пришлось и к русскому языку. Знаменитое блюдо русской кухни – кулебяка, созвучно древнему топониму, и не стало чуждым для уха русского человека. Впоследствии даже возникло местное фирменное блюдо –Кулебяка по-кулебакски.

История сложения нашей Родины сложна. Трактовки этой истории еще сложнее и зачастую противоречат друг другу. Но люди населяющие просторы великой равнины всегда чувствовали свое единство, и генетическую связь. Кто бы ты ни был - башкир, чуваш, татарин, славянин, и др., все равно ты житель великой страны, ее гражданин. Не случайно этноним русский, в отличие от всех других этнонимов - имя прилагательное. Как знак принадлежности к великому этносу великой страны. А в срезе версий происхождения одного названия мы проследили историю сложения этого этноса.

 

Алексей Малышев

 

Последние комментарии